суббота, 17 апреля 2010 г.

Трактат о ролеплее в миниатюре

Автор: Чандо

Трактат о ролеплее в миниатюре. Все нижеизложенное — мое субьективное мнение, составленное на основе пребывания на разных шардах и чтения всяких книжек по ДнД.

Что есть ролеплей? В переводе с английского role playing — дословно отыгрывание роли. Имеется в виду здесь то, что каждому из игроков раздается роль (обычно он ее сам выбирает), и он ее играет как актер в театре. В этом заключается смысл настольных ролевых игр — отыграть роль хорошо, причем не обязательно точно, но обязательно интересно для окружающих. Отыгрыш роли в настольных ролевых играх нужен для погружения в мир фентези (или по чему там играем) и, следовательно, получения фана. Настольные ролевые игры — это не Magic the Gathering и не шахматы на деньги, поэтому цели выиграть (или там чара какого дикого создать) в них нет, главное — это приятно провести время, отсюда легко понять, что ролевые системы — вторичное явление.

Это в общем.

Neverwinter nights является переносом правил ДнД 3ей редакции (а НвН 2 будет базироваться на 3.5) в компьютерную игру. Поэтому многие пытаются играть в нее, как в любую схожую чем-то по жанру компьютерную игру. Но вместе с правилами некоторые люди (обычно слишком много получившие фана от настолки и немного чокнутые от этого) переносят в НвН также понятие ролеплея.

Что же такое ролеплей в НвН и для чего он нужен? В идеале ролеплей — это полное «погружение» в своего чара и произведение только тех действий, которые диктуются мировоззрением или взятой для себя ролью. Но полное погружение невозможно по двум причинам: во-первых, если полностью войти в роль своего чара, то мы должны сидеть в городе или таверне и глушить эль, или пахать поле, потому как ни один в мире (тем более в фентезийном) путешественник не путешествует столько, сколько мы, для большиства оных путешествия или убийство монстров часто необходимость нежели приятное времяпровождение, ибо нормальные люди от убийства и проблем на свой зад удовольствия не испытывают. В настолке это реализуется просто, там можно получать фан от чего угодно, даже от вспахивания поля, если, например, играть, изрядно нагрузившись спиртным. В НвНе же мирных способов существования по умолчанию предусмотренно очень маленькое количество, что уже сужает наши возможности в ролеплее и делает настольный уровень ролеплея недостижимым. Во-вторых, НвН, как компьютерная игра, взяла от этой своей линии только худшее — тотальное мясо. Игра изобилует мобами, шмотом и кучей дьябловских фишек. Если посмотреть внимательно на книги правил и сеттинг, то не сложно увидеть, что, убив пару десятков мобов и найдя меч+3, уже можно стать если не королем, то крутым героем, о котором слагают легенды. Сравнивая это с происходящим в НвНе, где мобы ложатся пачками, и шмот сыпется кучами, мы поймем, что сравнивать НвН с настолкой — бесполезное занятие.

Отсюда промежуточный вывод: достижение идеального уровня ролеплея, такого, какой он есть в настольной ролевой игре, невозможен и не стоит насаждать этот самый ролеплей.

Но, хотя бы какой-то ролеплей необходим, иначе от дьяблы нас отличает только система классов и умений вместе с графикой.

Вот мы вплотную подобрались к вопросу о том, какой ролеплей необходим.

Ролеплей настольного уровня хоть и недостижим, но возможно некое его подобие. То есть в этой игре существует свой особый ролеплей, основывающийся на принципах настольного. А принцип основной один: надо понять своего чара, как актер понимает свою роль, и играть соответсвенно. Но что значит «играть»? Играть, значит создавать некий образ своми действиями. Это выражается во всем, от того, как вы распихивает скиллы и до того, как вы действуете в бою — все характеризует вашего героя как личность. Неотьемлемую часть составляет в этом чат. Так как большинство действий недоступно в игре, то их прописывают в чате, например: *ударил Сайруса по голове*, *Пнул мешающегося под ногами полурослика*, ну или просто *улыбнулся*. Также для обозначения внеигровых проблем используется символ \\ или //, например: «// ребят, забейте на Дма с его квестами, я сегодня новую мобилу купил, модель такая-то. Круто, правда?»

Чем отличается недоперерп от нормального (в рамках игры) ролеплея? Люди, которых те самые чокнутые настольщики пичкают насильно ролеплеем, понимают его неправильно, так как сами они в настолку не играли, либо играли коряво, поэтому их внимание отчего-то (сам не знаю отчего) концентрируется на символах * и // или \\. Также из-за незнания ли неумения понимать характера своего персонажа и неправильного осознания игровой действительности они ведут себя очень странно, даже глупо.

Вольный пример: партия из трех файтеров встречает какую-нибудь девочку на дороге, а девочкой играет Дм, он проводит квест. Она обращается за помощью к ним — ее маму превратили в камень. Что же обычно начинается? У файтеров высыпает масса эмоций, все начинают писать в чате много действий через *. Вдруг, эти файтеры с низкой интой, ничего не знавшие о магии в теории, начинают говорить о способах разкаменения или о том, что у мамы был низкий спас для противостояния заклинаниям столь высокого круга. Нейтральные или злые персонажи вдруг начинают проявлять чудеса доброты, а добряки думать, как бы вытянуть лут из девочки, и поэтому пишут еще больше сообщений через * и // или \\ . Или просто, дядька с алайментом «злой» начинает разводить тирады о геноциде всех матерей, и рассказывает свои планы по созданию империи зла на две недели вперед, а добряк-файтер-паладин в партии начинает лечить о спасении всего мира от окаменения, естественно не забывая показать отсутсвующее по идее у паладина знание колдовства. Кстати, наличие таких персонажей в одной партии тоже говорит об уровне ролеплея. К тому же часто на ветер бросаются высокопарные фразы и умные рассуждения, чего никак не могут знать эти три файтера. Но дело не в этом, дело в том, что это все противно читать. Все делается явно наигранно, как в дешевых-трэшевых фильмах с третьесортными актерами. Отсюда, кстати сово «недоперерп», так как непонятно, то ли недоиграл, то ли переиграл. Дм естественно всех посылается подальше и на форуме выдает гневную тираду о хреновом ролеплее, игроки ему отвечают негодованием и начинают втирать свое понимание ролеплея (которого нет), но для себя делают заметку о том, что у них плохой рп и надо еще больше знаков * и // или \\ и еще больше высокоумных фраз.

Такое наблюдалось на Экзисе (сам не видел, со слов знакомых игроков) и наблюдается на Нордоке, но в меньшей степени.
ТАК рпить не надо, это мерзко и противно.
Так как же надо? А надо очень просто.

Первое правило ролеплея в НвНе — естественность. Будьте естественны в отношении своего чара или окружающих. Не рвитесь спасать принцесс и убивать драконов. Большинство приключенцев в фентези хоть и любят побегать где не надо, но не идиоты, и свой зад им дорог. Поэтому никаких опрометивых действий в бою, если только у вас чар не псих или маньяк. Будьте естественны в своих речах: если в с друзьями решли пойти пинать дуэргаров, так не надо говорить «пойдем избавим мир от угрозу этих мерзких карликов из глубин преисподней!». Это просто глупо, во-первых, потому как слышать это из уст полуорка или злыдня какого-нибудь смешно, во-вторых, потому как все остальные и вы в том числе знаете, что угроза вам до фени, а на самом деле хотите вы набить экспы. Поэтому говорите то, что у вас на уме, только облекая это в фентезийную форму. Например: если хотите экспы, скажите «чего-то руки чешутся, пойдем вломим серым дохликам! Хочу приемчик-другой отработать» , или, если охота вещей «сейчас, наверное, личи наделали новых артефактов, которые я хочу заполучить». По крайней мере это будет не лицемерием, но если будет сказано не в тему или слишком гордо, то смотреться будет тоже глупо. Чтобы избежать глупости, надо обладать хорошим «вкусом», в чем вам поможет чтение соответсвующий художественных книг, либо же подборка чара по себе, то есть того, кого вы сможете хорошо отыграть, не напрягаясь.

Второе правило ролеплея в НвНе — НИКОГДА НЕ ПИШИТЕ ЧЕРЕЗ // или \\. Ибо бесит. Это лицемерие еще большее, чем гордые фразы. Все, что вы хотите сказать через // или \\ , можно сказать просто так. Например: «\\ чувак, есть кольцо инты+2? =)» можно заменить на «эй ты, лысый, есть у тебя на продажу волшебное кольцо, чтобы мозгов мне прибавило?». Писать иногда придется дольше, надо тренироваться, но результат оправдает себя. В крайнем случае просто в разговоре скажите «гони меч+2, толстопузый, а то хуже будет!» , но никогда не пишите ничего через \\ или //. В конце концов он легко поймет, что вам нужно и отдаст, чем если вы будете печатать пару минут «уважаемый сэр, если вы не отдадите мне меч, зачарованный довольно сильным магом, что лежит у вас в кармане, то я распишу вас под резную ножку стула в гномской таверне, ха, ха». Но тут опять же, зависит от чара, для маго-вора-фехтовальщика может и второй вариант подойти, это уже вопрос естественности, а о ней мы поговорили. Главное, повторюсь — НЕ ПИШИТЕ ЧЕРЕЗ // или \\. Иногда нужно спросить про левелы, скиллы или раздать приказы по тактике боя. Для этого можно и нужно использовать приват, ибо этот канал считается неигровым, поэтому пишите туда кому угодно и что угодно. А в партии он вызывается простым кликом по портрету, что отнюдь не усложняте написание сообщений типа «кнок его, а я засникаю» явно не предназначенных в такой формулировке для разговора.

Третье правило ролеплея в НвНе — не пользуйтесь никогда каналом партии. Тут все просто, если что-то надо сказать по секрету, то используем шепот а если сопартиец далеко — приват. Для чего это надо? А для того, что в режиме канала партии вы можете разговаривать с сопартийцами незаметно от других даже стоя в толпе, что конечно же бред. Используйте только каналы talk и whisper, потому как это добавляет элемент остроты — вас могут подслушать ваши враги в инвизе или хайде, что будет интересно для них, да и это выглядит более правдопродобно. Помню как мы с Тагнаром шептались в сторонке на турнире 2 на 2, обсуждая стиль боя сражающихся и споря о том, что лучше будет сделать для победы, за что потом получили поощрительный приз от ДМа, хоть и заняли последнее место.

Подытожим все вышесказанное. Ролеплей нужен для создания атмосферы и не должен являться обязательным для всех. Каждый, кому по нраву только убивать мобов и кто гордится этим перед самим собой, — пусть так и делает, лишь бы другим не мешал. Каждый же, кто хочет сделать НвН хоть чем-то похожим на любимую вами приключенческую книгу или фильм, или просто получить от этого фан — пусть рпит, но делает это нормально.

Комментариев нет:

Отправить комментарий